Чат-боты способствуют поверхностному усвоению знаний — исследование Обложка: Skyread

Чат-боты способствуют поверхностному усвоению знаний — исследование

Новости
Главное:

  • Исследование показало, что обучение с помощью чат-ботов, таких как ChatGPT, ведёт к поверхностному усвоению материала.
  • Участники, использовавшие ИИ, получали готовые ответы и тратили меньше усилий, из-за чего их советы были короче и менее информативны.
  • Самостоятельный поиск информации через традиционный поиск способствует более глубокому пониманию и развитию критического мышления.

Учёные Шири Мелумад и Джин Хо Юн провели масштабное исследование с участием более десяти тысяч человек, чтобы выяснить, как влияет использование чат-ботов на качество усвоения учебного материала. В ряде экспериментов испытуемых просили изучить темы, например, как вырастить огород. Группы были разделены: одна использовала ChatGPT, а другая — традиционный поисковик Google. В конце участники должны были составить письменный совет «другу» на основе изученной информации.

Результаты показали, что пользователи чат-ботов чувствовали себя менее вовлечёнными в процесс и ощущали, что узнали меньше. Их советы по содержанию оказались короче, менее подробными и более обобщёнными. Независимая оценка подтвердилa, что такие советы были менее полезными и информативными по сравнению с теми, кто работал с обычным поиском.

Дальнейший анализ выявил причину различий: при традиционном поиске человек самостоятельно переходит по ссылкам, сравнивает источники и интерпретирует информацию, что требует активного участия и формирует более прочные знания. Напротив, чат-боты предоставляют синтезированные ответы, превращая процесс обучения в пассивный.

Авторы исследования подчёркивают, что речь не идёт о полном отказе от искусственного интеллекта, поскольку ИИ полезен для быстрого получения чётких ответов. Однако для целей глубокого и обобщающего понимания материала гораздо эффективнее самостоятельный поиск и анализ информации.

Попытки повысить активность обучения с участием ИИ, например, предоставлять ссылки на источники вместе с ответами, оказались малоэффективными, поскольку пользователи редко переходили по ним.

Схожие выводы получили исследователи Массачусетского университета, которые установили, что использование чат-ботов учителями для создания планов уроков не улучшает качество и увлекательность учебного процесса, а также не способствует развитию критического мышления у учеников.

Tagged