- Парашютный клуб в Австралии получил предписание улучшить ПО для управления прыжками после инцидента с парашютистом, чей запасной парашют зацепился за хвостовое оперение самолёта.
- Инцидент произошёл из-за преждевременного раскрытия запасного парашюта после зацепа ручки за закрылок Cessna 208, пострадавший парашютист смог освободиться с помощью ножа и приземлиться.
- Расследование выявило недостатки в программном обеспечении для расчёта веса и баланса самолёта, а также отсутствие использования пилотом электронных бортовых ведомостей перед полётом.
Австралийский парашютный клуб столкнулся с официальным требованием доработать программное обеспечение, используемое для управления прыжками с парашюта, после серьёзного инцидента, произошедшего 20 сентября. Во время группового прыжка с самолёта Cessna 208 запасной парашют одного из парашютистов случайно раскрылся, когда тот занимал переднее положение для выхода. В результате воздушный поток вырвал спортсмена из самолёта, и его парашют зацепился за горизонтальный стабилизатор, из-за чего он получил травмы ног и остался висеть под самолётом.
По данным Австралийского бюро безопасности на транспорте (ATSB), такой исход стал следствием зацепа ручки запасного парашюта за закрылок крыла самолёта. Парашютисты знали о рисках и проходили тренировки с макетом, однако там не учитывались особенности закрылков. Благодаря ножу, который оказался при пострадавшем, спортсмен смог освободиться от строп и приземлиться на основной парашют.
Кроме того, расследование выявило, что программное обеспечение, используемое клубом для расчёта веса с парашютистами на борту, не содержало функций проверки правильности загрузки и балансировки самолёта. Пилот, в свою очередь, не пользовался электронной бортовой ведомостью для этих расчётов перед полётом. ATSB подчеркнуло, что эксплуатация самолётов вне допустимых параметров балансировки является одной из причин смертельных аварий в сфере парашютных прыжков.
По итогам инцидента владелец клуба инициировал связь с поставщиком программного обеспечения с целью внедрения новых функций, в частности расширения системы учёта для включения расчетов баланса. Рассматривается возможность перехода на альтернативные программные решения.
Данный инцидент важен не только для австралийского парашютного сообщества, но и в целом отражает необходимость модернизации систем обеспечения безопасности в авиации. На фоне этих событий следует отметить недавние сообщения Airbus о необходимости обновления программного обеспечения самолётов A320 в связи с угрозой искажения данных систем управления под воздействием солнечной радиации. В обоих случаях ключевым фактором безопасности становится сочетание корректного программного обеспечения и строгого соблюдения процедур пилотирования и подготовки.
