- AI-чатботы распространяются быстрее любой технологии в истории, включая интернет и смартфоны.
- Рост популярности ChatGPT замедлился с осени 2025 года, растут конкуренты и изменяется география пользователей.
- Значительная часть пользователей применяет искусственный интеллект для поиска информации и рабочих задач, часто без корпоративного одобрения.
Исследователи из Epoch AI представили подробный анализ внедрения искусственного интеллекта, сделав акцент на стремительном росте AI-чатботов. Согласно их данным, скорость распространения таких продуктов, как ChatGPT, превосходит темпы развития интернета, смартфонов и соцсетей. Так, количество еженедельных активных пользователей ChatGPT увеличилось с примерно 100 млн в начале 2024 года до 900 млн к концу 2025-го. Выручка OpenAI движется к отметке в 21 млрд долларов в год, что по скорости роста не имеет аналогов среди крупнейших технологических компаний на предварительных этапах развития.
Тем не менее с осени 2025 года наблюдается значительное замедление роста ChatGPT: веб-трафик практически перестал расти, а прирост пользователей снизился. Пока непонятно, является ли это временным явлением или свидетельствует о новой тенденции. Аналитики фиксируют изменение драйверов роста в отрасли искусственного интеллекта. В частности, внимание смещается в сторону конкурирующих решений: за период август-ноябрь 2025 года AI-платформа Gemini увеличила аудиторию на 30%, в то время как ChatGPT — всего на 5%.
Географическая структура пользователей также трансформируется. Рынок развитых стран близок к насыщению — около 30% интернет-пользователей там уже применяют ChatGPT. Зато в Индии число пользователей ChatGPT сейчас вдвое превышает показатели США. Изменяется и способ доступа — падает веб-трафик, зато стремительно растут мобильные приложения. ChatGPT стал самым скачиваемым приложением 2025 года с 1,9 млрд загрузок за год.
Что касается целей использования AI, то опрос выявил, что большинство людей (58%) обращаются к чатботам для поиска информации, 32% — для помощи с текстами, 30% — за советами. Более сложные сценарии, такие как автономные агенты и виртуальные компаньоны, пока остаются нишевыми. Это ставит под вопрос релевантность некоторых тестовых заданий и бенчмарков, ориентированных на узконаправленные задачи, не отражающие массовые пользовательские запросы.
Отдельно анализ подтвердждает высокий уровень неофициального, так называемого «партизанского», использования AI в рабочих задачах: 36% работников признаются в применении искусственного интеллекта, однако лишь 18% используют корпоративные версии продуктов. Большая часть прибегает к бесплатным или личным подпискам, что свидетельствует о том, что официальные показатели корпоративного внедрения существенно занижают реальную картину.
Демографически чаще всего AI применяют молодые люди и представители слоев с высоким уровнем дохода. Интересно, что уровень использования AI среди пользователей старше 65 лет сегодня примерно равен степени проникновения интернета в этой возрастной группе 2007 года и смартфонов в 2015 году, что указывает на ускорение технологической адаптации.
В целом, несмотря на некоторое замедление, глобальное распространение искусственного интеллекта продолжается с невиданной ранее динамикой. Однако структура роста становится более сложной: центр внимания смещается от монопродукта к разнообразной экосистеме, от Северной Америки к развивающимся рынкам, от веб-интерфейсов к мобильным приложениям и интеграциям, а от строго корпоративного внедрения — к массовому индивидуальному использованию.
