- Внедрение функции генерации рецептов на базе ИИ в поисковике Google искажает авторские рецепты и снижает трафик кулинарных блогов.
- ИИ объединяет инструкции от разных авторов, создавая упрощённые и часто ошибочные версии рецептов, что снижает доверие пользователей к оригинальным сайтам.
- Кулинарные блогеры сталкиваются с угрозой потери дохода от рекламы, а законодательство не защищает рецепты как объекты авторских прав.
Внедрение искусственного интеллекта Google в функцию генерации кулинарных рецептов приводит к заметным осложнениям для авторов кулинарных блогов. Новый режим AI Mode в поисковике предлагает пользователям составленные нейросетью рецепты, которые зачастую являются результатом смешения элементов различных оригинальных рецептов. Вследствие этого рецепты становятся искаженными, теряется уникальность и точность авторских инструкций.
Как отмечают эксперты и сами блогеры, эта практика наносит серьёзный ущерб рекламному трафику на их сайтах, от которых трудящиеся авторы традиционно получают основной доход. Например, Кэрри Форрест из Clean Eating Kitchen сообщила о сокращении посещаемости своего сайта почти на 80% за последние два года, ситуацию усугубляют рекомендации ИИ, которые могут включать ошибки, как в случае с советом Google использовать клей вместо ингредиента.
Юридически ситуация остаётся без защиты, поскольку рецепты как наборы инструкций не подпадают под защиту авторского права, и возможность судебных исков у блогеров отсутствует. В результате их проверенные, детально проработанные рецепты становятся предметом упрощённых версий в ИИ-ответах и в электронных публикациях, зачастую без сохранения ссылок на первоисточники.
Некоторые блогеры, такие как Делмейдж и Карен Тедеско, отмечают, что их доходы и посещаемость остаются стабильными благодаря ориентации на постоянную аудиторию, а не на обман поисковых алгоритмов. Тем не менее, обеспокоенность постепенной утратой доверия пользователей к кулинарным сайтам сохранилась. Так, при поиске рецепта «итальянские фрикадельки» в режиме ИИ Google результат представляет собой лишь общий перечень ингредиентов и упрощённые этапы приготовления, без подробностей, характерных для полноценных рецептов авторов.
Опросы показывают, что доверие пользователей к контенту, созданному искусственным интеллектом, существенно ниже, чем к контенту, созданному человеком. В то же время, по мнению специалистов, проблема усугубляется не только ИИ, но и практиками монетизации кулинарных блогов с чрезмерной рекламой, что снижает качество восприятия ресурсов.
В перспективе эксперты предполагают, что возвращение к традиционным кулинарным книгам может стать способом сохранения качества и надёжности рецептов. Такой формат обеспечивает проверенность рецептур и способствует лучшему взаимодействию между автором и читателем. По мнению Мэтта Родбарда, владельца сайта Taste, кулинарные книги смогут вновь занять достойное место, будучи источником проверенной и качественной информации.
