Баку и Ереван dismantled international conflict resolution mechanism.

Политика
Главное:

  • 1 сентября 2025 года ОБСЕ официально распустит Минскую группу, созданную для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, которая фактически прекратила работу с 2022 года.
  • Роспуск Минской группы инициирован по согласованию Азербайджана и Армении в рамках мирного процесса, где одно из главных условий – внесение Арменией конституционных поправок об отказе от территориальных претензий к Азербайджану.
  • На фоне подписания в августе 2025 года в Вашингтоне мирного договора с участием президента США Дональда Трампа, сроки официального подписания и ратификации соглашения остаются неопределёнными из-за внутриполитических сложностей в Армении.

Минская группа ОБСЕ завершает свою миссию спустя более 30 лет

С начала 1990-х годов Минская группа ОБСЕ была ключевым международным механизмом по мирному урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Созданная в 1994 году на базе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (позже ОБСЕ), группа объединяла в себе три сопредседателя – Россию, США и Францию, а также участие стран-свидетелей конфликта и других заинтересованных государств.

Основной функцией Минской группы было содействие переговорам по мирному соглашению, а также разработка и реализация мер по развертыванию миротворческих сил в регионе. Несмотря на длительную деятельность, начиная с 2022 года группа фактически перестала функционировать, что связано с изменением политической конъюнктуры и соображениями самих сторон конфликта.

26 августа 2025 года министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов объявил о грядущем решении ОБСЕ официально распустить Минскую группу. Роспуск пройдет при условии отсутствия возражений со стороны членов ОБСЕ и будет формально оформлен 1 сентября 2025 года. Россия, одна из сопредседателей, поддержала это решение и не собирается ему препятствовать.

С точки зрения экспертов, роспуск Минской группы символизирует окончание одного этапа в сложном мирном процессе, в то время как возможности и роль этой структуры ограничились фактическим сворачиванием деятельности. Как отмечают аналитики, для устойчивого мира на Южном Кавказе требуется создание новых форматов диалога и сотрудничества, учитывающих текущие реалии и интересы обеих сторон.

Путь к мирному договору: шаги и препятствия

В августе 2025 года Армения и Азербайджан направили совместное обращение в ОБСЕ с просьбой о роспуске Минской группы и опубликовали текст долгожданного мирного договора — «Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений», состоящего из 17 статей. Основные положения договора предусматривают уважение территориальной целостности каждого государства в границах, существовавших в период СССР, а также обязательства по делимитации и демаркации государственной границы.

Договор был полностью согласован еще весной 2025 года, однако официальное подписание и ратификация документа затянулись из-за разногласий по внутренним конституционным изменениям в Армении. Президент Азербайджана Ильхам Алиев настаивает на том, что до внесения поправок в армянскую Конституцию, устраняющих ссылки на право Нагорного Карабаха на самоопределение, подписание мирного договора невозможно. Эта позиция поддерживается тем фактом, что в Конституции Армении до сих пор содержатся формулировки, которые Азербайджан рассматривает как территориальные претензии.

Армянская сторона, в свою очередь, подчеркивает, что любые изменения в Основной закон должны проходить через процедуру согласия Конституционного суда и потенциального референдума, намеченного на 2027 год. Премьер-министр Никол Пашинян отмечает, что разработка нового проекта Конституции ведется отдельно от мирного процесса и не намерен связывать их напрямую.

Политологическая экспертиза демонстрирует, что такие внутриполитические нюансы характерны для процессов постконфликтного урегулирования, где слияние национального законодательства и международных соглашений требует высокого уровня компромисса. Более того, участие США в качестве посредника и подкрепление процессу трехсторонней декларации, подписанной на встрече в Вашингтоне, показывает международный интерес к стабилизации региона.

В то же время аналитики отмечают, что даже после роспуска Минской группы ОБСЕ и подписания базового мирного документа, настоящий вызов будет заключаться в практической реализации согласованных норм, создании механизмов контроля и обеспечения доверия между сторонами. Без этого конфликт рискует оставаться «замороженным» или вновь вспыхнуть в будущем.

Таким образом, несмотря на важный символический и практический шаг к завершению одной из самых продолжительных международных миротворческих инициатив, ключ к стабильности в регионе лежит в преодолении внутриполитических преград и активной работе по совместному строительству мира, основанного на уважении законных интересов обеих республик.