- Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг обвинения в причастности России к сбою навигационной системы самолёта с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
- Из-за навигационных помех, зафиксированных в аэропорту Пловдив (Болгария), пилоты совершили посадку используя бумажные карты.
- В ЕС отмечают возросшее число случаев глушения GPS-сигналов в регионе, что вызывает обеспокоенность среди стран, граничащих с Россией.
Российская сторона категорически отвергает обвинения в причастности к сбою навигационной системы самолёта, на борту которого находилась Урсула фон дер Ляйен, глава Европейской комиссии. Соответствующее заявление сделал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью газете Financial Times.
Инцидент произошёл в аэропорту Пловдива, где самолёт, следовавший в Болгарию, столкнулся с помехами в работе GPS-навигации. В результате пилоты были вынуждены выполнить посадку с помощью традиционных бумажных карт, что подчеркнуло серьёзность ситуации. Болгарские власти связывают возникшие сбои с возможным вмешательством извне, в частности, с Россией, что вызвало резонанс в европейских СМИ и политических кругах.
Однако представитель Кремля опроверг эти утверждения, назвав информацию о российской причастности «неверной». Стоит отметить, что подобные случаи нарушения работы навигационных систем в прибрежных регионах и восточноевропейских странах ЕС действительно отмечаются всё чаще. По данным FT, по крайней мере 13 стран Евросоюза в начале текущего года уже сигнализировали о несанкционированных глушениях GPS-сигналов, что затрагивает как гражданскую авиацию, так и морской транспорт.
Урсула фон дер Ляйен направлялась из Варшавы в Пловдив на официальную встречу с премьер-министром Болгарии. Предварительно она посетила польско-белорусскую границу вместе с премьером Польши Дональдом Туском. Несмотря на поступающие сообщения о присутствии военных сил рядом с местом проведения мероприятий, брифинг не был перенесён.
Вопросы безопасности и политические последствия инцидента с навигацией
Данный инцидент вновь акцентировал внимание на проблеме безопасности навигационных систем в европейском регионе, находящемся в зоне геополитического напряжения. Рост числа случаев глушения GPS-сигналов вызывает обеспокоенность как у стран ЕС, так и у международных авиационных и морских структур. В сложившейся ситуации крайне важно проведение независимых расследований и развитие технологий для защиты критически важных коммуникаций от вмешательства.
Ситуация с навигационным сбоем на борту самолёта с главой Еврокомиссии усиливает и политический контекст между Россией и Европейским союзом. Отношения между сторонами и без того довольно напряжённы, и подобные инциденты способны усугубить ситуацию, если не будет найден конструктивный диалог. Европейские страны призывают к открытости и прозрачности в расследованиях, чтобы исключить недоразумения и предотвратить эскалацию напряжённости в регионе.