- Российские банки обратились в Минцифры с просьбой разрешить совершать звонки должникам без их согласия.
- С 1 сентября действует требование о согласии клиентов на звонки, что затрудняет массовые обзвоны по задолженностям.
- Минцифры получило обращение и рассматривает возможность включения банков в «белый список» организаций, звонящих без согласия.
Российские банки обратились к Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) с просьбой разрешить им совершать «холодные» звонки россиянам — в частности, должникам — без предварительного согласия клиентов. Такое обращение связано с введением с 1 сентября новых правил, предусматривающих блокировку рекламных и иных нежелательных звонков без согласия абонентов. Новые нормы предназначены для защиты граждан от спама и навязчивых предложений и предусматривают исключения лишь для государственных органов и организаций, уполномоченных правительством звонить без согласия клиента.
Как объясняет в обращении Ассоциация банков России, представленная врио президента Денисом Липаевым, запрет на обзвоны затруднил банкам информирование должников о необходимости погашения задолженности. В частности, Липаев ссылается на ФЗ №230 «О взыскании просроченной задолженности», который не требует согласия клиента на такие звонки, а также на ФЗ №152 «О персональных данных», в котором указано, что согласие на обработку персональных данных не обязательно, если звонок связан с осуществлением прав и законных интересов организации в рамках закона о взыскании долгов.
Собеседник из крупного российского банка отметил, что ежемесячно в стране совершается порядка 80 миллионов звонков по вопросам просроченного долга, и около 90% таких контактов действительно способствуют возврату средств. В связи с этим банки просят Минцифры внести их в «белый список» организаций, которым разрешено звонить без согласия абонентов.
Минцифры подтвердило получение обращения и сообщило, что письмо будет рассмотрено в установленном порядке, после чего станет известна официальная позиция министерства.
Напомним, с 1 сентября 2023 года в России введено требование к операторам связи об обязательной маркировке звонков от компаний, что призвано защитить абонентов от нежелательных звонков и спама. Однако на практике система маркировки и фильтрации звонков пока не работает в полном объёме. Кроме того, с аналогичными ограничениями сталкиваются и организации, занимающиеся социологическими опросами, которые выразили обеспокоенность возможными ограничениями своей деятельности из-за новых законов.