- Минтранс России намерен протестировать посадку пассажиров на поезда и самолёты с использованием биометрической идентификации.
- Технология будет основана на Единой биометрической системе (ЕБС), при этом паспорт останется обязательным документом на первом этапе.
- Тестирование биометрии уже проводится в аэропортах Пулково и Шереметьево, с планами расширения услуг к 2026–2030 годам.
Министерство транспорта Российской Федерации приступит к испытаниям системы биометрической идентификации пассажиров при посадке на поезда дальнего следования и внутренние авиарейсы. Эта инициатива направлена на повышение удобства и ускорение процедуры посадки, используя данные Единой биометрической системы (ЕБС), функционирующей с 2018 года и содержащей сведения о лицах и голосе граждан. В настоящее время в базе зарегистрированы около семи миллионов человек, причем подача биометрических данных доступна через многофункциональные центры, банковские структуры и портал «Госуслуги».
Правительство утвердило постановление, позволяющее посадку на поезда по биометрии, с вступлением в силу с 1 сентября 2025 года, однако технические решения всё ещё дорабатываются. В компании РЖД сообщили, что процесс внедрения только начат, и для идентификации будет использоваться именно ЕБС. При этом паспорт останется обязательным документом для пассажиров на первых этапах. После согласования нормативной базы с Минцифры и Минтрансом планируется проведение тестирования на одном из маршрутов.
Отдельные аэропорты уже реализуют аналогичные технологии. Так, в Санкт‑Петербургском аэропорту Пулково с июня 2025 года проходят испытания «биометрических предполётных процедур», включающих регистрацию и посадку с применением терминалов распознавания лица и ладони. По замыслу разработчиков, после завершения тестового периода до конца 2025 года услуга будет доступна ограниченному числу пользователей. Для повышения безопасности используется шлюзовая система, предотвращающая несанкционированный проход, а также проводятся испытания по скорости распознавания в условиях одновременного присутствия нескольких человек.
Аналогичные тесты идут в московском аэропорту Шереметьево с 2021 года. Там уже созданы информационные системы для автоматического прохождения пассажиров по биометрии. Однако внедрению мешают требования к изменению нормативной базы, заменяющей традиционные документы биометрическими данными. Как отметил заместитель генерального директора по информационным технологиям Дмитрий Ильин, после корректировок в законодательстве аэропорт будет готов быстро перейти на новую технологию. Домодедово пока не предоставил информации о подобных разработках.
В Москве биометрические технологии на транспорте используются с 2021 года для оплаты проезда в метро. На сентябрь 2025 года системой зарегистрированы полмиллиона пользователей, а ежедневная аудиенция достигает 160 тысяч человек. Власти столицы планируют расширить применение биометрии на наземном транспорте, включая автобусы и электробусы, с поэтапным внедрением в течение нескольких лет.
В рамках стратегии цифровой трансформации транспортной системы, разрабатываемой Минтрансом, одним из ключевых направлений является создание «Зелёного цифрового коридора пассажира». Он предусматривает создание цифрового профиля каждого пользователя и единого инструмента оплаты проезда с использованием биометрии на всех видах транспорта. Ожидается, что к 2030 году биометрические технологии будут применяться на 700 объектах транспортной инфраструктуры, что значительно облегчит процесс допуска и повысит безопасность пассажиров.