- Российские банки, попавшие под западные санкции, выпускают в App Store мобильные приложения, замаскированные под сторонние сервисы, чтобы обслуживать состоятельных клиентов на iOS.
- Такие приложения часто удаляются Apple в течение суток или нескольких дней, однако банки продолжают регулярно публиковать новые версии.
- Эксперты отмечают экономическую целесообразность такой тактики, учитывая затраты на распространение через собственные офисы и быструю загрузку приложений пользователями.
Российские финансовые организации, в первую очередь пострадавшие от санкций Евросоюза, Великобритании, США, Канады и Японии, приступили к активному использованию нетрадиционной стратегии для поддержки клиентов с устройствами на iOS. Чтобы обойти ограничения App Store, банки выпускают приложения с замаскированными названиями, отображающими их как сторонние сервисы, через которые при этом предоставляется полный мобильный банковский функционал.
Представитель крупного банка «Газпромбанк» пояснил, что iPhone-юзеры составляют наиболее платежеспособную часть клиентской базы. По его словам, целью является перевод данных клиентов на новую версию приложения, обладающую обновлённым функционалом и лучшей стабильностью. Аналогичные действия предпринимает и «Т-Банк», регулярно размещая на площадке новые приложения, скрытые под названиями вроде VibroGym App, которые Apple удаляет в течение одного-нескольких дней после публикации. При этом только первое приложение VibroGym App за сутки сумело набрать несколько миллионов скачиваний.
Независимый эксперт Максим Митусов отмечает, что данная тактика рентабельна с экономической точки зрения. Затраты на публикацию одного приложения составляют несколько тысяч долларов, и если оно скачивается 10 тысячами пользователей, такой способ продвижения оказывается гораздо выгоднее альтернатив, например, распространения через банковские отделения.
Ранее крупные российские банки также пытались использовать подобный метод. В частности, в августе 2025 года «Сбербанк» анонсировал проект «Вжух» — приложение для бесконтактной оплаты с iPhone, которое продержалось в App Store менее суток, но быстро набрало 9,5 миллионов загрузок. В июне 2025 года для iOS вышло приложение «Дом Йоги» от МТС Банка, а «Россельхозбанк» пробовал выпускать приложения под названиями «Учёт надоя» и «ПРОкурочка», которые также вскоре удалялись из магазина.
В текущем году «Т-Банк» активно экспериментировал с маскировкой приложений под тематические утилиты — например, EasyCatch Sounder (утилита для рыбаков), Clanstrix (для генеалогического древа) и U Wheels (для автовладельцев). Каждый из этих проектов держался в App Store менее суток перед удалением.
Таким образом, российские банки, сталкиваясь с ограничениями на распространение своих официальных мобильных программ, выбирают путь партизанского маркетинга, выпуская «замаскированные» приложения. Несмотря на свёртывание таких сервисов со стороны Apple, банки удаётся быстро охватывать значительную аудиторию, оставаясь в контакте с влиятельной платежеспособной категорией клиентов на iOS.