Четверть студенческих работ в России за 2025 год написаны с помощью ИИ Обложка: Skyread

Четверть студенческих работ в России за 2025 год написаны с помощью ИИ

Новости
Главное:

  • В 2025 году 24% студенческих работ в России содержат признаки использования генеративного ИИ, что в четыре раза больше, чем в 2023 году.
  • Уровень плагиата в студенческих работах снизился с 30% до 21,7%, при этом средний объём работы увеличился с 45 до 48 страниц.
  • Доля использования ИИ в выпускных квалификационных работах достигает 22,7%, причём гуманитарные науки лидируют по применению ИИ (26,5%).

По результатам исследования, проведённого компанией «Антиплагиат» на основе анализа более 2 миллионов студенческих работ, доля текстов с признаками генеративного искусственного интеллекта (ИИ) достигла 24% в 2025 году. Это значительно выше показателей 2023 года — всего 5,3%, и 2024 года — 17,8%. Исследование охватывает период с января по сентябрь 2025 года и включает 7 миллионов проверок через систему «Антиплагиат».

При этом зафиксировано снижение общего уровня плагиата с 30% до 21,7%, несмотря на увеличение среднего объёма работ с 45 до 48 страниц. Среди обнаруженных заимствований насчитывается 56 миллионов страниц из открытых источников. Эксперты отмечают смену тенденции: студенты реже копируют готовые тексты напрямую и чаще применяют нейросети для доработки и редактирования собственных материалов.

Применение ИИ распространено во всех российских вузах. Доля выпускных квалификационных работ с признаками генерации искусственного интеллекта составила 22,7%. При этом в университетах из топ-10 этот показатель ниже — 16%, а в топ-20 — 25%. Распределение по направлениям подготовки показывает, что гуманитарные и социальные науки наиболее активно используют ИИ — 26,5% работ, за ними следуют технические науки с 13,4% и естественно-научные — 10,4%.

В то же время академический издатель Wiley опубликовал данные предварительного отчёта за 2025 год, согласно которому доверие учёных к ИИ снизилось по сравнению с 2024 годом. Если в 2024 году 51% учёных беспокоились о так называемых «галлюцинациях» — псевдофактах, выдаваемых генеративными моделями, — то в 2025 году эта доля выросла до 64%, несмотря на увеличение использования ИИ среди исследователей с 45% до 62%.

Таким образом, рост применения искусственного интеллекта в образовательном процессе сопровождается как снижением прямого плагиата, так и повышенным вниманием научного сообщества к проблемам достоверности информации, генерируемой ИИ.

Tagged