- Утверждены технические способы и условия, при которых оператор связи может не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам (ТСПУ).
- Введён механизм рассмотрения споров между РКН, Минцифры и ФСБ посредством экспертной комиссии, а также комиссия по рассмотрению претензий операторов связи.
- Законодательно закреплены три основания для отключения ТСПУ оператором, включая блокировку легального контента и несоответствие проектной документации.
Правительство РФ официально утвердило постановление № 1667 от 27 октября 2025 года «Об утверждении Правил централизованного управления сетью связи общего пользования», которое вступит в силу в марте 2026 года и будет действовать шесть лет. В рамках этого документа определены технические методы и условия, когда оператор связи обладает правом не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам (ТСПУ), также известных как «чёрные ящики» РКН, установленные у провайдеров связи без их доступа к устройствам.
Постановление расширяет нормативную базу, включая в неё ясные определения понятий устойчивости, безопасности и целостности функционирования российской сети «Интернет». В частности, прописаны критерии определения угроз, требования к координации взаимодействия в рамках централизованного управления сетью (ЦУ ССОП), а также условия исполнения указаний оператором связи.
Документ вводит механизм разрешения конфликтов между ключевыми контролирующими органами – Роскомнадзором, Минцифры и ФСБ. Для этого создаётся экспертная комиссия, которая занимается оценкой реальных угроз и возникающих рисков при использовании ТСПУ. Кроме того, организована комиссия по рассмотрению претензий операторов связи с регламентом: 20 рабочих дней на рассмотрение обращения и 5 дней на предоставление дополнительной информации.
Впервые в нормативных актах официально закреплены три уважительные основания для отключения ТСПУ со стороны оператора связи:
- полное прекращение пропуска трафика в случае соответствия требованиям эксплуатации;
- несоответствие параметрам проектной документации;
- блокировка легального контента.
При возникновении инцидентов Роскомнадзор обязан отреагировать в течение 24 часов. Это обеспечивает оперативный контроль за соблюдением правил и быстроту принятия решений.
Кроме того, постановление расширяет сферу ответственности Роскомнадзора, подведомственного Центру мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП), на хостинг-провайдеров в России. С 1 февраля 2024 года деятельность всех хостинг-компаний, не включённых в специальный государственный реестр, признана незаконной. Такие организации обязаны уведомлять РКН о начале своей деятельности до предоставления услуг на территории РФ.
Стоит отметить, что с августа 2023 года основные российские провайдеры оборудовали свои узлы связи средствами ТСПУ, позволяющими фильтровать трафик от запрещённого контента. На 2025 год покрытие ТСПУ достигло почти 100%, охватив 1207 узлов шеринга высокоскоростного доступа (ШПД), 135 узлов мобильной сети и 86 трансграничных узлов.
Пиковый пропускной объём ТСПУ у основных операторов достигает значительных значений: наибольшая пропускная способность у «Ростелекома» — до 16 Тбит/с, у МТС — до 6 Тбит/с, у «Вымпелкома» — до 5 Тбит/с, остальные операторы имеют пропускные способности от 1,8 до 4 Тбит/с. Общая нагрузка на все ТСПУ операторов в стране достигает 132,3 Тбит/с, что свидетельствует о масштабности и важности инфраструктуры для обеспечения информационной безопасности в России.
