- С 10 ноября 2025 года введён новый механизм блокировки SIM-карт граждан РФ на 24 часа после возвращения из-за границы для защиты абонентов.
- Эксперты по информационной безопасности предупреждают о мошеннических схемах, связанных с разблокировкой SIM-карт, включая подмену сообщений и звонки от фейковых сотрудников правоохранительных органов.
- Для снятия блокировки нужно пройти авторизацию с помощью капчи по ссылке от оператора и выполнить ряд действий на устройстве без Wi-Fi и VPN.
С 10 ноября 2025 года начинает действовать обновлённый механизм защиты SIM-карт российских граждан, возвращающихся из-за границы. В рамках этой меры мобильные номера автоматически блокируются на 24 часа – отключается доступ к мобильному интернету и SMS. Единственным способом снять ограничение является прохождение авторизации через капчу, ссылка на которую приходит в SMS от оператора.
Компания «Информзащита» предупредила СМИ о возможных мошеннических схемах, которые могут использовать злоумышленники на фоне нововведения. Эксперты называют несколько основных путей атак: подмена SMS-сообщений от операторов через мессенджеры при использовании Wi-Fi, звонки от «лицев» под сотрудников правоохранительных органов, которые под угрозами пытаются выведать персональные данные, а также взлом баз данных туроператоров, авиаперевозчиков и использование украденной информации для точечных атак.
Кроме того, мошенники могут прибегать к подкупу сотрудников гостиниц и турагентств для повышения эффективности своих схем. Все это создает дополнительные риски для граждан, которые только вернулись из-за рубежа и пытаются восстановить работу своих мобильных сервисов.
Сам процесс снятия ограничений требует действий со стороны пользователя: необходимо получить SMS со ссылкой, отключить Wi-Fi, VPN и авиарежим на устройстве, перейти по ссылке в браузере, ввести номер телефона и одноразовый код, а также пройти простую капчу (перемещение ползунка, сборка пазла или ввод цифр). После успешной авторизации доступ к интернету и SMS восстанавливается в течение нескольких секунд или минут, в зависимости от нагрузки сетей операторов.
Ранее сообщалось, что пользователи испытывали трудности с моментальным снятием блокировки – отсутствие стабильного интернета по прибытии, ошибки на сайтах операторов и необходимость использования именно мобильной сети без Wi-Fi и VPN создавали препятствия. В «Мегафоне», «Билайне» и Tele2 работают специальные страницы для авторизации, однако системы пока могут выдавать сбои.
Для минимизации рисков блокировки при пересечении границы Калининградской области региональное министерство цифровых технологий и связи рекомендовали пассажирам поезда выключать смартфоны в момент перехода через границу.
Таким образом, введение «периода охлаждения» при возвращении из-за границы – это серьёзная мера защиты абонентов, которая в то же время требует осторожности и внимания для исключения мошеннических вмешательств и оперативного восстановления мобильных услуг.
