- Blender Foundation выпустила долгожданную версию Blender 5.0 с многочисленными улучшениями и исправлениями.
- В новой версии реализованы инновационные технологии рендеринга, поддержка HDR и расширенные возможности работы с цветовыми пространствами.
- Обновления коснулись как производительности и стабильности — устранено более 500 ошибок, так и пользовательского интерфейса и функционала.
18 ноября 2025 года Blender Foundation представила новую крупную версию своего известного открытого программного продукта для 3D-моделирования — Blender 5.0. Этот релиз продолжает развитие проекта, который широко используется в индустрии развлечений и дизайна благодаря своей бесплатности и кроссплатформенности. Предыдущая масштабная версия Blender 4.0 вышла в ноябре 2023 года, а в июле 2025-го был выпущен релиз с длительной поддержкой Blender 4.5 LTS.
Обновление до версии 5.0 принесло пользователям значительные усовершенствования. В число ключевых нововведений вошло исправление свыше 500 багов, что положительно сказалось на стабильности и производительности. Были внедрены новые узлы компоновщика, в частности Convert to Display, а также применён прорывной алгоритм объемного рендеринга, основанный на концепции нулевого рассеивания. Это обещает улучшить реалистичность визуализации сложных сцен.
Важно отметить существенные улучшения цветовой поддержки — реализована поддержка HDR и работы с цветами широкого охвата, включая новые дисплеи Rec.2100-PQ и Rec.2100-HLG, а также представления ACES 1.3 и 2.0 и AgX HDR. На Linux для корректной работы HDR нужно использовать Wayland и Vulkan, что демонстрирует внимание разработчиков к современным системным технологиям.
Функциональные расширения затронули работу с кривыми: обновлен метод отрисовки и добавлен параметр Cylinder для отображения кривых с повышенной толщиной без деформаций. Кроме того, в Blender 5.0 появилась новая панель Curve Data в режиме редактирования, повышающая точность настройки встроенных атрибутов.
Отмечается также появление шести новых геометрических модификаторов на базе узлов, пакет базовой сетки человека для создания реалистичных скелетных моделей, а также интеграция алгоритма сжатия без потерь Zstd для кэшей точек — это позволит оптимизировать хранение данных и повысить скорость работы.
Немаловажны изменения интерфейса: поддержка перетаскивания в списке Shape Key, возможность привязки боковых панелей, усовершенствованные контекстные меню, а также упрощение настройки тем оформления с удалением избыточных параметров. Дополнительно добавлен новый шаблон и рабочее пространство, ориентированные на раскадровку, что будет полезно для аниматоров и дизайнеров.
В целом релиз Blender 5.0 является весомым шагом вперёд в развитии данного программного комплекса, обеспечивая интересные инструменты для специалистов в области 3D-графики, анимации и разработки игр, а также подтверждая статус Blender как одного из самых передовых и стабильных решений в открытом сообществе.
