- Blender Foundation выпустила версию 5.0 18 ноября 2025 года с многочисленными улучшениями и новыми функциями.
- В новой версии исправлено 500 багов, введён новый алгоритм объёмного рендеринга и расширена поддержка цветовых пространств, включая HDR.
- Обновлён пользовательский интерфейс, добавлены новые инструменты для работы с кривыми, скелетной анимацией и геометрическими модификаторами.
18 ноября 2025 года команда Blender Foundation представила релиз Blender 5.0 — очередное значительное обновление популярного кроссплатформенного программного обеспечения для 3D-моделирования и графики с открытым исходным кодом. Этот выпуск следует за Blender 4.0, вышедшим в ноябре 2023 года, и Blender 4.5 LTS с длительной поддержкой, который появился в июле 2025 года.
В Blender 5.0 устранено порядка 500 ошибок и багов, обеспечивающих более стабильную работу и удобство пользователей. Основное нововведение — новый узел компоновщика Convert to Display, а также алгоритм объёмного рендеринга, разработанный на основе нулевого рассеивания, что повышает реалистичность визуализации.
Значительно расширена поддержка цветовых пространств и HDR-отображения. Особенно примечательна работа с HDR и цветами широкого охвата в Linux — при условии использования Wayland и Vulkan-бэкенда в системных настройках Blender. В программу добавлены новые дисплеи Rec.2100-PQ и Rec.2100-HLG, а также версии ACES 1.3 и 2.0 и AgX HDR для более точного цветового управления и профессионального рендеринга.
Обновлён метод отрисовки кривых для поддержки нового типа объектов Curves с новыми функциями. Введён параметр Cylinder для улучшенного отображения кривых, который позволяет визуализировать более толстые линии без искажения формы. Кроме того, добавлен пакет базовой сетки человека, что улучшит работу с реалистичной скелетной анимацией. Новая панель Curve Data в режиме редактирования расширяет возможности настройки атрибутов кривых.
Blender 5.0 получил поддержку алгоритма сжатия без потерь Zstd (Zstandard) для кэшей точек, что повышает производительность и скорость обработки данных. Также совершенствуется поддержка Vulkan — современного графического API.
Появились шесть новых геометрических модификаторов на основе узловой системы, что открывает возможности для более гибкой и сложной обработки геометрии. Пользовательский интерфейс претерпел множество улучшений: введена поддержка перетаскивания элементов в списке Shape Key, реализована привязка для боковых панелей, добавлен пункт контекстного меню для удаления всех, кроме текущих, рабочих пространств, а также расширены возможности управления кривыми и цветом раскадровки.
Наконец, с выходом Blender 5.0 значительно упрощена работа с темами оформления интерфейса: многие параметры унифицированы, а более 300 устаревших настроек удалено, что облегчает создание пользовательских тем. Также впервые представлено новое рабочее пространство и шаблон для работы с раскадровкой, ориентированные на создание анимаций и видеоконтента.
Таким образом, Blender 5.0 демонстрирует серьёзный прогресс в развитии инструментария и качества визуализации, отвечая современным требованиям профессионалов в области 3D-графики, анимации и разработки игр.
