- 18 ноября 2025 года выпущен Blender 5.0 — новая версия популярного кроссплатформенного ПО для 3D-моделирования с улучшениями в рендеринге и интерфейсе.
- Обновление включает устранение более 500 ошибок, поддержку новых видеокарт и расширенное цветовое пространство с HDR для профессиональной работы с изображениями.
- Введены новые алгоритмы рендеринга, дополнения для работы с кривыми, модификаторы на основе узлов геометрии и улучшенная поддержка Vulkan.
Команда Blender Foundation официально объявила о выходе Blender 5.0 — новой крупной версии свободного программного обеспечения для 3D-моделирования, анимации и рендеринга. Релиз состоялся 18 ноября 2025 года, менее чем через два года после предыдущей версии 4.0, выпущенной в ноябре 2023 года. Также с июля 2025 года пользователи имели возможность пользоваться обновлением 4.5 LTS с двухлетней поддержкой до 2027 года, обеспечивающим стабильность и долговременную эксплуатацию.
Новая версия Blender 5.0 предъявляет повышенные системные требования к видеокартам: рекомендуются решения Nvidia GeForce с серии 900 и новее, включая архитектуру RTX и Quadro Tesla, а также AMD GCN 4-го поколения или выше и Intel с архитектурой Kaby Lake и новее. Для корректной работы HDR в Linux необходимы системы с Wayland и Vulkan-бэкендом.
Данный релиз направлен на повышение производительности и качества графики: в нем исправлено более 500 найденных багов, реализован новый узел компоновщика Convert to Display. Важным новшеством стал усовершенствованный алгоритм объёмного рендеринга с нулевым рассеиванием, что значительно улучшает визуальную реалистичность. Кроме того, расширена поддержка цветовых пространств — теперь доступны отображения с широким охватом цветов HDR, новые дисプレи Rec.2100-PQ и Rec.2100-HLG, а также расширенные варианты ACES 1.3 и 2.0 и представление AgX HDR.
Для удобства работы добавлен оператор Jump Time by Delta, позволяющий пользователю удобно перемещаться в таймлайне на заданные промежутки времени, что упростит редактирование анимации. Обновление затронуло методы визуализации кривых: новая опция Cylinder позволяет отображать более толстые кривые без эффекта плоской ленты — важное улучшение для моделирования сложных форм. Появился расширенный пакет базовой сетки человека для более реалистичных скелетных ресурсов.
Технически программа получила поддержку быстрого сжатия данных Zstd для кэшей точек, что повышает эффективность работы с большими проектами. Продолжена работа над интеграцией Vulkan для увеличения производительности. В ассортименте шесть новых модификаторов, основанных на узлах геометрии, расширяющих возможности по созданию и модификации объектов.
Интерфейс тоже претерпел значительные изменения: улучшена поддержка перетаскивания и привязки элементов, в списке Shape Key реализовано удобное управление, добавлены новые элементы контекстных меню. Темы оформления были радикально упрощены и унифицированы, была удалена треть пользовательских настроек, что облегчает создание и настройку пользовательских интерфейсов.
Наконец, Blender 5.0 представил новые шаблоны и рабочие пространства для раскадровки, что расширяет возможности по планированию и организации рабочего процесса в анимации и видеопроизводстве.
Таким образом, выход Blender 5.0 знаменует очередной значительный шаг в развитии этого популярного свободного инструмента, сочетая улучшенную визуальную составляющую, повышенную производительность и удобство использования для различных направлений 3D-графики и анимации.
