- В Перу оценили программу «Каждому ребёнку — один ноутбук», которая улучшила цифровые навыки учащихся, но не повлияла на когнитивные способности.
- Исследование показало отсутствие значительного влияния программы на успеваемость и учебный прогресс за 10 лет, а также некоторые негативные тенденции в переходе между классами.
- Учителя после обучения использованию технологий улучшили свои цифровые компетенции минимально, а применение ноутбуков в учебном процессе осталось ограниченным.
Исследование эффективности программы «Каждому ребёнку — один ноутбук» (One Laptop Per Child, OLPC), реализованной в сельских районах Перу, демонстрирует двойственную картину влияния внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Анализ, проведённый на базе данных успеваемости 531 школы на протяжении десятилетия, выявил заметный рост компьютерных знаний у школьников, но при этом не наблюдалось улучшений в их когнитивных способностях и общем учебном прогрессе.
Программа OLPC, запущенная в 2005 году с целью предоставления ноутбуков примерно 100 миллионам учеников из малообеспеченных семей, внесла значительный вклад в развитие доступных ноутбуков, таких как Eee PC и Chromebook. Несмотря на это, проект подвергся критике за высокие затраты и ограниченное влияние на образование и был закрыт к 2014 году.
Рандомизированное исследование из Национального бюро экономических исследований США (NBER) не обнаружило устойчивого положительного эффекта от наличия ноутбуков на успеваемость в школе, поступление в университет или успешное завершение начального и среднего образования. Более того, учёные зафиксировали признаки отрицательного эффекта в плане перехода учащихся с класса в класс.
Опросы среди учеников подтвердили, что использование ноутбуков способствует развитию компьютерной грамотности, однако не оказывает влияния на развитие когнитивных функций — таких как мышление, память или внимание. Аналогичная ситуация наблюдалась и среди учителей: после обучения работе с цифровыми устройствами их навыки повысились лишь незначительно, а практическое применение технологий в обучении оставалось на невысоком уровне.
Данные результаты перекликаются с более ранними исследованиями, в том числе анализом профессора Джин М. Твенге из Университета штата Сан-Диего, которая указывала на возможные негативные последствия широкого внедрения ноутбуков в образовательный процесс на примере снижения результатов стандартизированных тестов в США в 2023–2024 годах. Её выводы отсылают к серьёзным проблемам отвлечения учащихся на социальные сети и медиа в классах и указывают на важность методики ведения конспектов для успешного обучения.
Таким образом, хотя цифровые устройства несомненно повышают навыки работы с технологиями, современные исследования подтверждают, что просто предоставление ноутбуков школьникам без комплексных педагогических изменений и контроля за их использованием не гарантирует улучшения когнитивных показателей и общего качества образования.
