- Директива Airbus по обновлению программного обеспечения не затрагивает самолёты семейства A320 в России из-за использования устаревшего ПО.
- Инцидент с резким снижением высоты A320 у Канкуна выявил уязвимость в системе управления из-за солнечного излучения.
- Международные перевозчики, включая казахстанские компании, проводят установку обновлений ПО для повышения безопасности.
Анализ недавней директивы авиапроизводителя Airbus показал, что указанное обновление программного обеспечения не распространяется на российские самолёты семейства A320. В России эти воздушные суда эксплуатируются с использованием прежних версий программного обеспечения, которое не подвергалось обновлению с 2022 года в связи с санкционными ограничениями. Представитель Росавиации Артём Кореняко подчеркнул приоритетность безопасности полётов для всех участников авиационного рынка страны.
Российские авиакомпании «Аэрофлот» и S7 подтвердили, что их флоты A320 соответствуют требованиям безопасности и не требуют обновления в рамках выпущенной Airbus директивы. Источники в отрасли пояснили, что проблема связана с новыми версиями программного обеспечения, аналогично ситуации с устаревшими версиями операционных систем — у российских авиаперевозчиков используется «Windows 7» в авиационном контексте, тогда как сбои возникают у пользователей «Windows 10».
В то же время ряд международных авиакомпаний, в частности казахстанские Air Astana и FlyArystan, были вынуждены приостановить эксплуатацию некоторых Airbus A320 для установки рекомендованных обновлений. Компания Air Astana отметила, что принимает меры по минимизации влияния на расписание перелётов и рекомендует пассажирам внимательнее следить за изменениями в статусе рейсов.
Причиной обновления ПО стала выявленная уязвимость, обусловленная воздействием интенсивного солнечного излучения, которое способно искажать критически важные данные для систем управления полётом семейства A320, включая модели A318, A319 и A321. Инцидент на борту Airbus A320, совершавшего рейс из Канкуна в Ньюарк, когда произошла резкая потеря высоты с последующей аварийной посадкой во Флориде, послужил инициатором расследования и преждевременного выпуска обновлений.
Расследование инцидента показало, что аномальное поведение блока управления рулями высоты ELAC привело к спонтанному «клёву» носом самолёта без действий пилотов. Отмечается, что архитектура системы «fly-by-wire» в Airbus A320 не предусматривает дублирующих гидравлических систем, поэтому программные сбои могут приводить к опасным манёврам. Airbus подчеркнул, что обновление представляет собой откат к более стабильной версии ПО и является необходимым условием для возобновления полётов, кроме случаев прохождения планового технического обслуживания.
Эксперты авиационной отрасли отмечают, что установка обновлений ПО для таких самолётов — это обычно короткая по времени процедура, которая не вызовет значительных перебоев в международных полётах. Российские авиакомпании, несмотря на санкционные ограничения, добились определённых успехов в получении доступа к необходимым прошивкам, что позволит им решать вопросы внедрения обновлений в будущем.
Таким образом, текущая ситуация представляет собой масштабный отзыв, ставший одним из крупнейших в истории Airbus. При этом инциденты и последующие меры свидетельствуют о высокой ответственности производителей и авиакомпаний за безопасность полётов. Несмотря на выявленные проблемы, в России данный вопрос пока не приобретает острого характера благодаря использованию устаревшего и проверенного времени программного обеспечения.
