Airbus завершила модернизацию пассажирских самолётов A320 Обложка: Skyread

Airbus завершила модернизацию пассажирских самолётов A320

Новости
Главное:

  • Airbus завершила обновление программного обеспечения на почти 6000 самолётах семейства A320 после инцидента с повреждением систем управления из-за солнечной радиации.
  • Осталось модернизировать менее 100 самолётов, при этом некоторые авиакомпании временно отменили и приостановили бронирование рейсов.
  • Инцидент выявил недостаточную прозрачность данных об установленных версиях ПО, а в России директива по обновлению не затрагивает самолёты с устаревшими системами.

Компания Airbus сообщила о масштабной программе модернизации программного обеспечения на своих пассажирских самолётах A320, которая была проведена после выявления критической уязвимости, вызванной воздействием интенсивного солнечного излучения. В общей сложности обновление прошло около шести тысяч самолётов, а работы остаётся завершить на менее чем ста воздушных судах.

Проблема возникла в системах управления полётом A320, когда в ходе рейса из Канкуна в Ньюарк 30 октября 2023 года произошло искажение данных, что привело к резкой потере высоты и аварийной посадке во Флориде. После инцидента международные регуляторы потребовали от Airbus и авиакомпаний срочного обновления программного обеспечения. Исправление заключалось в откате к более ранней версии ПО, контролирующему угол наклона носа самолёта. Обновление было реализовано через кабельный интерфейс, установленный в кабине для усиления защиты от кибератак.

Несмотря на обширные усилия, некоторые авиакомпании столкнулись с перебоями в расписании. Так, колумбийская авиакомпания Avianca временно приостановила бронирование билетов до 8 декабря, а авиаперевозчик JetBlue отменил 20 рейсов. В конце ноября Airbus разослала пакет предупреждений сотням авиакомпаний с предписанием приостановить полёты на тех самолётах, где обновление ПО ещё не выполнено. Этот шаг выявил проблему отсутствия централизованной и оперативной информации о версиях установленных программных комплексов в эксплуатации.

Инженеры Airbus в оперативном режиме выполняли проверки каждого самолёта, чтобы определить актуальную версию ПО, однако пока остаётся неясным, потребуются ли для некоторых машин более серьёзные технические меры, вплоть до замены бортового компьютера. На это накладываются сложности глобального дефицита компьютерных микрочипов, что может осложнить быстрый ремонт и техническую поддержку.

В России ситуация отличается: в Росавиации заявили, что директива по обновлению программного обеспечения не распространяется на отечественные A320, поскольку используемое здесь ПО не обновлялось с 2022 года, и устаревшая версия не затрагивается выявленными уязвимостями.

Таким образом, произошедший инцидент подчеркнул важность актуального мониторинга программного обеспечения и оперативного реагирования на технологические риски в авиации. Airbus уже практически завершил масштабную программу обновления, обеспечив повышение безопасности полётов на большинстве своих воздушных судов семейства A320.

Tagged